Заповедь первая. Никогда не предпринимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.
Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели- это и его цели.
Заповедь третья. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте , но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвертая. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему; разбирайте с ребенком его правильные и неправильные шаги к цели.
Заповедь пятая. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты- молодец», а «Ты- молодец, потому что…»
Заповедь шестая. Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
Заповедь седьмая. Оценивайте поступок, а не личность- ведь это не одно и то же. «Ты- плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким и определенным.
Заповедь восьмая. Дайте ребенку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Для этого улыбнитесь ему или прикоснитесь к нему. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая. Воспитание- это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей- от дальней к средней и от нее к сегодняшней.
Заповедь десятая. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь принимать разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.